Будут ли книги на электронной бумаге?

Итак, (1) устройства для чтения книг на марше. Всякие разные, но прежде всего – заточенные именно на чтение книг. Т.е. мобильные телефоны, КПК, медиаплееры и пр. – несколько побоку, главное – Book Reader от Sony, украинско-китайский LBook, Kindle от Amazon, CyBook или iRex iLiad. Они разные, разного качества, дизайна, памяти, веса, интерфейса, но общее – электронная бумага, которую не надо подсвечивать и тратить на это батарею. И (2) это реальная – в отличие от тех же КПК, телефонов и старых Рокетбуков и пр. – альтернатива бумажной книге. Точнее, книге на обычной бумаге. (3) Электронная бумага будет становиться дешевле, цветнее и даже сумеет прокручивать ролики. (4) И когда они начнут продаваться в Евросети по цене обычного телефона, всем книгоиздателям надо будет почесать в затылке и спросить себя – “почему я не подумал об этом раньше?” Думать, собственно, пора о двух вещах – что делать с бумажной книгой и что делать с электронной.
Бумажные книги, конечно, останутся. Для тех, кто ценит именно бумажность, вещь, запах того самого “альдегида”, который Экслер предлагал прикладывать к электронной версии. Для тех, кому нравятся cofee table books, громадные альбомы для разглядывания иллюстраций. Для детей, которые согласятся оторваться от мультиков, но которым еще рановато всучивать дивайс с кнопками. Для тех, кто не в ладах с компьютерными штуками вообще – по причинам психологии, возраста и т. д. Наконец, для тех, кому лень возиться с поиском, скачиванием, “нарушением авторского права”, форматированием и т. д. В общем – не так уж и мало ниш, для которых электронная бумага неудобна или неприемлема. Но это все равно уже не та аудитория, на которую работало книгоиздание. И она будет уменьшаться – и за счет тех, кто не умеет, и за счет тех, кто не привык. И, что самое печальное, за счет тех, кому вообще нужно читать. А не смотреть, например. При сокращении аудитории может начать расти цена (после временного падения от недозагрузки производственных мощностей). И сокращаться само предложение. Стратегии тут быть особой не может – выживание и барахтание.
А вот что делать с электронной книгой? Главная сложность состоит в то, что электронная книга – это у же не форма, задаваемая материалом, но – форматом файла. Ее изготовление (в самом простейшем виде) заключается в одном нажатии кнопки. А приобретение – ограничивается (в идеальном случае) еще одним нажатием кнопки. Понятно, что “простейший” вариант не предполагает редактирования, стилистического и технического, требующего квалификации и навыков, которыми автор, как правило, не обладает. Этот же “простейший” вариант не предполагает и перевода, кстати. И иллюстраций, которых, автор, возможно, сам создать не в состоянии. И т.д. Идеальная экономика электронной книге = “все, что и раньше, – бумажное производство” – даже и в этом виде будет работать иначе, и даже не потому, что изменится дистрибуция, маркетинг и пр., но потому, что резко сократится масса прибыли. Проблема, однако, в том, что “идеальной” эта экономика все равно не будет. Все, что может быть скопировано, будет скопировано. Все, что может утечь, утечет. И если кто-то (думаю, такие найдутся) согласится заплатить деньги за хорошо отредактированное, снабженное примечаниями, комментариями, иллюстрациями и пр. электронное издание, то кто-нибудь (и такие, уверен, тоже найдутся) и выложит это издание в сеть. Каким же тогда образом обеспечить производство электронной книги? Покамест в голову пришли только такие варианты:

  1. Старое доброе издание “за счет автора”. Подходит для тех авторов, кому нужны не деньги за книгу, а Книга и ее читатели.
  2. Оплачивать подготовку книги за счет сборов от рекламы, размещенной на сайте-дистрибьюторе. Боюсь, не очень рентабельно.
  3. Оплачивать за счет средств “обратного” аукциона – первый желающий платит за книгу больше, чем следующий и т. д. до нуля. Подходит этот вариант только для очень популярных авторов, типа Акунина, Пелевина и пр.
  4. Периодические издания. Тут есть ниша, поскольку “живет” такое издание недолго – теряется актуальность, и риск быстрой “утечки” компенсируется необратимым старением контента. Для книг этот вариант не подходит.
  5. Оплата предустановленного контента – типа, за небольшие деньги в вашу электронную книгу мы установим всю русскую литературу в приличном виде. Очень узкая ниша.
  6. Последний вариант, пришедший мне в голову – книжный клуб или подписка. То есть предварительный сбор средств на издание, в котором заинтересован определенный круг людей. Например, перевод последнего текста мало кому известного, но все же “востребованного” зарубежного автора.

Какие еще могут быть варианты?
Думать, однако, стоит уже и авторам – им то как быть? Про “авторское право” уже молчу. Оно появилось почти одновременно с массовым производством книги. И, если не умрет, то сильно изменится, когда решительно изменится и само производство (“Марксизм! Наука!” – как говорил герой Богатырева в “Своем среди чужих”). PS И пара ссылок: последние новости про это дело и где купить устройства в Москве.

4 thoughts on “Будут ли книги на электронной бумаге?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *