Электронное книгоиздание: как это уже делается и как это может быть

В феврале в Нью-Йорке прошла очередная конференция «Tools of Change for Publishing», которую организует Тим О’Рейли. Судя по онлайновым материалам, американские издательства весьма оживились с началом продаж амазоновского бук-ридера Kindle. Да и вообще, слухи о фальстарте электронного книгоиздания, вызванные резмерным оптимизмом начала века, оказались несколько преувеличенными: индустрия постепенно набирает опыт, учится на ошибках и внедряет работающие бизнес-модели.
Чужим ошибка был посвящен доклад Кирка Бильоне «DRM, цифровой контент и опыт пользователя: уроки музыкальной индустрии» (файл презентации тут: http://en.oreilly.com/toc2008/public/asset/attachment/1446).
Чужие ошибки — это, конечно, ошибки музыкальной индустрии. Она слишком поздно спохватилась при падении продаж CD (почти на 50% за 2000–2007 гг.), потом боролась с пиратами, не предлагая разумной альтерантивы и объявляя войну MP3, а потом упорствуя в использовании цифровой защиты (DRM). Бороться с пиратами бесполезно, всех не засудишь, DRM ничего особенно не защищает, но мешает и смущает, и главное — слушатель вполне готов платить разумные деньги при широком выборе свободной (от защиты и форматных ограничений) музыки. Не того же ли самого хочет или захочет читатель? Видимо, одной из очевидных моделей электронной торговли вполне может быть iTunes (с учетом специфики текста). И проблем тут тоже немало, например, с правами, но, как я понимаю, местные мейджоры уже начали заботиться об этом. И вопрос только в том, кто первый решится и сможет это сделать.
Но это продажа. Что же касается собственно издания — это более интересно — то исключительно интересен вариант, который уже использует издательство Logos Bible Software (об этом см. материалы доклада его директора, Боба Причета, «Бизнес-модель, гарантирующая доходность издания»: http://en.oreilly.com/toc2008/public/asset/attachment/1415). Основной профиль издательства — разнообразная библеистика (справоники, энциклопедии, словари и т. д.) в электронном формате на CD. Но некоторые книги готовятся для скачивания на основе модели Community Pricing. Процедура несложная: издательство объявляет, что готовит книгу, и формулирует цену производства, которую необходимо покрыть. Каждый желающий может зарегистрироваться, оставить данные своей кредитки и «сделать ставку», то есть обозначить, по какой самой высокой цене он был бы готов приобрести эту книгу. Ставки суммируются, и, когда необходимой объем ставок набирается, вычисляется цена книги. Участник программы получает извещение об этом и может подтвердить заказ, поднять ставку (если сформированная ценная оказалась выше его первоначальной ставки) или снять заказ. Для тех покупателей, которые в программе не участвуют, книги предлагаются по более высоким ценам.
Сдается мне, что такая схема вполне может сработать и в России, особенно для узкоспециальной литературы. Кажется, стоит попробовать.

3 thoughts on “Электронное книгоиздание: как это уже делается и как это может быть

  1. с инвестиций в программирование аукционной системы, сайт и права

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *